воскресенье, 16 октября 2011 г.

Официальная международная организация стандартизации


Организации ISO.
    Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организации. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Основная цель организации ISO - содействие международному обмену товарами и услугами, а также сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.
    Деятельность ISO связана со стандартизацией обширного спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая: текстильную промышленность, обработку информации, телекоммуникацию, производство и использование энергии, кораблестроение, банковские и финансовые услуги, защиту окружающей среды, здравоохранение и безопасность, образование и пр. 

 
    Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены исключением из ее поля деятельности двух важных отраслей - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслей, так как для этих направлений уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC, соответственно. Однако в последствие у этих трех организаций развился значительный совместный интерес, связанный со стандартизацией технологий информационной индустрии. Исключение коллизий в деятельности организаций международной стандартизации там, где их интересы пересекались, решалось с помощью создания совместного комитета (например, JTC1) или рабочих групп.
    Официальное название ISO это - International Organization for Standardization. "ISO" не является аббревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова "isos", которое означает "равный" (equal), т.е. равный стандарту.
    Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации.
    К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования и многое другое.
    Масштаб деятельности ISO характеризуется следующими данными.
    Общее число созданных и сопровождаемых ISO стандартов к 2001 г., составляло порядка 13000, из которых более 2000 стандартов относятся к области ИТ.
    В ISO работает около 3 000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.
    ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:
  • организации-члены ISO (member bodies) - непосредственно составляющие ISO и являющиеся наиболее представительными организациями стандартизации в своих странах, которые разделяют ответственность за выполнение основных организационных и технических задач ISO, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечение деятельности ISO;
  • организации-корреспонденты (correspondent members) - не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации (обычно эта форма участия в работе ISO используется для вовлечения в процесс стандартизации развивающихся стран);
  • организации-подписчики (subscriber members) - организации, с которых взимаются минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации (обычно этой формой участия пользуются экономически слабо развитые страны).
    К 2001 г. ISO включала в свой состав 135 организаций национальных стандартов, из них 90 - первого типа (member bodies), 36 - второго (correspondent members) и 9 - третьего (subscriber members).
    Организационная структура ISO [www.iso.ch]:
  • CASCO - ISO Committee on conformity assessment (комитет по сертификации)
  • COPOLCO - ISO Committee on consumer policy (комитет потребительской политики)
  • DEVCO - Committee on developing country matters (комитет по делам с развивающимися странами)
  • INFCO - ISO Committee on information system and services (комитет по информационным системам и услугам)
  • REMCO - ISO Committee on reference materials (комитет по эталонным материалам)
    Верховным органом ISO является Генеральная ассамблея (General Assembly), которая собирается раз в три года для выработки политических решений стратегического уровня и избрания руководящего состава организации.
    Реализация этих стратегических решений возлагается на Совет (Council), в состав которого входят президент Генеральной ассамблеи (в качестве председателя Совета), вице-президент, казначей организации и около двух десятков избранных высокопоставленных чиновников. Заседания Совета проводятся ежегодно. На них решаются вопросы, связанные с технической структурой ISO, с публикацией принятых стандартов, назначением членов исполнительных органов, например, Совета по техническому управлению (Technical Management Board), с избранием председателей технических комитетов, утверждением планов работ технических комитетов и пр.
    В организационную стуктуру ISO входят: комитеты, отвечающие за разработку политики организации (CASCO, COPOLCO, DEVCO, INFCO); комитет по эталонным или справочным материалам (REMCO); постоянные и временные группы технических консультантов (advisory groups); центральный секретариат (Central Secretariat); технические комитеты (Technical Committees, TCs).
    Вся содержательная работа по стандартизации ИТ выполняется техническими комитетами. Каждый технический комитет имеет уникальный идентификатор, который составляется из префикса "ТС", за которым следует порядковый номер комитета. Если комитет распускается, то его номер не используется повторно. При образовании нового комитета ему присваивается первый по порядку неиспользуемый номер. Каждый комитет имеет свой секретариат. Работа, выполняемая комитетом, распределяется по подкомитетам (subcommittees, SCs) с учетом их специализации. Каждый подкомитет также имеет свой секретариат. Секретариаты комитетов и подкомитетов распределяются по организациям-членам ISO, которые и спонсируют работу соответсвующих секретариатов.
    Технические комитеты и подкомитеты могут распределять работу по рабочим группам (Work Groups, WGs). Рабочие группы не имеют секретариатов. Они возглавляются руководителями (conveners), назначаемыми родительскими комитетами. Каждая из организаций-членов ISO может пожелать, чтобы ее представитель принимал участие в работе любого комитета, подкомитета или рабочей группы. Существуют две формы такого представительства - в виде P-членов (P-members) и O-членов (O-members). Первые являются полноправными участниками (participants) работы по стандартизации, вторые выступают в роли обозревателей (observers) работы, функции которых ограничиваются только получением информации о выполняемой работе.
    В конце 2000 г. в ISO насчитывалось 187 комитетов, 572 подкомитета, 2063 рабочих групп и 45 специальных исследовательских групп.
    Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, информационное обеспечение членов ISO, техническую и организационную поддержку работы секретариатов комитетов и подкомитетов и пр.
    Ежегодные расходы на финансирование работы ISO оцениваются в 150 миллионов швейцарских франков. 80 процентов этой суммы спонсируется 35-ю основными членами ISO. Другие 20 процентов собираются из взносов оставшихся членов ISO, а также из доходов, полученных от продажи публикаций ISO. Вторая часть суммы расходуется в основном на поддержку работы центрального секретариата.
    Основными партнерами ISO являются организации стандартизации IEC и ITU. Стратегическим партнером ISO, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO).
    Теперь рассмотрим собственно процесс разработки международных стандартов, так называемый ISO-процесс.
    Первые 25 лет своего существования основной целью деятельности ISO являлась гармонизация национальных стандартов. В этот период ISO осуществляла публикацию рекомендаций (ISO Recommendations), которые представляли собой результат согласования спецификаций национальных организаций стандартизации. С начала 70-х годов ISO начала издавать международные стандарты (ISO standards), считая, что это будет в большей мере способствовать развитию международной торговле. С начала 80-х годов, когда процессы глобализации торговли стали проявляться все более отчетливо, ISO активно втягивается в процесс разработки новых международных стандартов в актуальных областях, постепенно отдаляясь от начальной задачи гармонизации национальных стандартов.
    Упрощенная модель ISO-процесса, определяющая цикл разработки международных стандартов, включает следующие основные этапы эволюции документа:
  • заявка на разработку стандарта (new work item proposal, NP),
  • рабочий документ (Working Draft, WD),
  • проект предложения (Draft Proposal, DP),
  • проект международного стандарта (Draft International Standard, DIS),
  • международный стандарт (International Standard, IS).
     Процедуры и директивы, регламентирующие ISO-процесс, придают ему следующий семантический облик.
Рис. 2.1. Структура организации ISO



    Вначале предложение о выполнении новой работы (new work item proposal, NP) поступает в секретариат подходящего комитета. Это предложение, как правило, исходит от некоторого Р-члена или организации, официально сотрудничающей с ISO (liaison organization). Если комитет принимает это предложение, то оно поступает в некоторый подкомитет этого комитета и одна из рабочих групп данного подкомитета готовит соответствующий WD, который затем передается в подкомитет для голосования. Если консенсус в подкомитете по данному WD достигнут, то этот документ принимает статус DP и направляется в центральный секретариат для регистрации в качестве DIS. (В принципе DIS считается достаточно стабильным документов, который может служить в качестве основы для проектирования соответствующих ему реализаций.). Центральный секретариат проверяет, соответствует ли данный DIS требованиям ISO и, если он всем требованиям соответствует, рассылает его членам ISO для изучения, подготовки замечаний и вердикта. Когда одобрение получено от большинства членов технического комитета и от не менее чем трех четвертей голосующих членов ISO, данный DIS, называемый на конечной стадии окончательным или Final DIS (FDIS), становится IS и публикуется в качестве международного стандарта. Для обновления стандартов в ISO был принят за основу пятилетний цикл.
    Срок разработки стандартов в соответствии с описанной выше схемой мог составлять до трех-четырех лет, что вскоре стало сдерживающим фактором для столь стремительно развивавшейся отрасли ИТ.
    Стремясь к поиску эффективных для практики решений и к конструктивному сотрудничеству с профессиональными организациями, в 90-х годах ISO стала применять ускоренную процедуру баллотирования публично доступных спецификаций (PAS) (например, отрытых спецификаций или промышленных стандартов, обладающих определенным уровнем консенсуса), которая получила название "fast tracking".
    Также для повышения эффективности процесса стандартизации во второй половине 90-х ISO провела реинжинииринг своей деятельности, посредством перехода на использование в работе комитетов, подкомитетов и рабочих групп современных электронных технологий, что позволило существенно сократить время создания международных стандартов до 9-12 месяцев.
    Однако требования к процессу стандартизации ИТ постоянно возрастали, а сам процесс стандартизации продолжал ускоренно развиваться на всех уровнях. От ISO требовались новые подходы для адекватной реакции на вызов реальности.
    Значительным стимулом для прогресса международной стандартизации явились два важных фактора, происшедших в начале 90-х годов. Первый - это решение европейских стран создать единый европейский рынок, основой чему должна была служить всеобъемлющая система региональных стандартов на продукты, технологии и услуги. Ведущая роль в успешном развитии процесса европейской стандартизации принадлежит организации CEN (европейскому аналогу ISO). Поэтому венское соглашение (Vienna Agreement) об установлении технического сотрудничества между ISO и CEN значительно укрепило международную систему стандартизации.
    Другим важным фактором развития международной стандартизации стал упоминавшийся выше процесс стандартизации консорциумов. Спецификации, создаваемые консорциумами, представляют собой соглашения между основными участниками рынка для конкретного вида продуктов и часто становятся стандартами де-факто, но они не достигают уровня консенсуса, характерного для международных стандартов. Следует также отметить, что, не смотря на высокую продуктивность процесса стандартизации консорциумов, он не заменяет формальную стандартизацию. Наибольший эффект достигается тогда, когда оба эти процессы сливаются в единый процесс глобальной стандартизации. Поэтому ISO и другие организации формальной стандартизации разрабатывают новые формы сотрудничества с консорциумами, направленные на интеграцию совместных усилий в создании всеобъемлющей системы международных стандартов, удовлетворяющей потребностям мирового рынка.
    Именно с этой целью ISO в 2002 г. модернизировала свои технологические процедуры ISO-процесса, предоставив большие права своим техническим комитетам в решении вопроса о возможности ускоренного рассмотрения спецификаций, подготовленных консорциумами. Для этой цели расширена номенклатура типов нормативных документов, включающая документы, требующие различных уровней консенсуса и прозрачности процесса стандартизации в зависимости от нужд практики в каждом конкретном случае. А именно, состав типов нормативных документов ISO теперь включает:
  • стандарты ISO (ISO Standards)
  • публично доступные спецификации ISO (ISO/PAS - Publicly Available Specifications)
  • технические спецификации ISO (ISO/TS - Technical Specifications)
  • технические отчеты (ISO/TR - Technical Reports)
  • промышленные технические соглашения (ITA - Industry Technical Agreement).
     В частности, типами документов, характеризующихся требованиями меньшего уровня согласованности по сравнению с международными стандартами, являются документы ISO/PAS и ISO/TS, для которых по усмотрению рабочих групп и подкомитетов ISO могут быть реализованы ускоренные варианты ISO-процесса.
    ISO также обеспечивает возможность принятия документов, разработанных вне данной организации, как, например, промышленные технические соглашения (Industry Technical Agreement).
    Все эти документы с упрощенным ISO-процессом должны будут пересматриваться через три года, в результате чего возможны два варианта. Или они будут переставать действовать, или, в случае успешного пересмотра, будут принимать статус международных стандартов ISO.
    Рассмотренная выше модернизация ISO процесса показывает желание ISO быть гибкой и адаптируемой, чтобы соответствовать требованиям индустрии и рынка к системе международных стандартов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий